Оформление сцены: выбираем торжественный декор
«Театр начинается с вешалки». (Из письма К.С. Станиславского мхатовским гардеробщикам). А спектакль - с одежды сцены. Именно её видят зрители перед постановкой. Большой акцент внимания и ожидания зрители переносят на текстильные элементы сцены.
Представления в театрально-зрелищных организациях открываются занавесом и другими элементами одежды сцены. Из каких деталей состоит декоративное оформление театральных подмостков? В чем их предназначение? Какие материалы идут на пошив одежды сцены? Что учитывать при покупке? Об этом и поговорим.
Основные составляющие одежды сцены
Декоративное оформление в театрах (филармониях, консерваториях, дворцах культуры, домах творчества, развлекательных клубах, актовых залах школ и ВУЗов) включает в себя следующие детали:
Части одежды сцены нужны не только лишь для украшения подмостков. На каждой разновидности портьер лежит определенная функция.
Занавес служит для разделения подмостков и зрительного зала, а также изолирования сцены в необходимый момент: во время перерыва или для смены декораций.
Главная задача арлекин – скрывать от взгляда зрителей пожарный занавес, находящийся в поднятом состоянии над сценой. Если же верхняя решетчатая часть (колосники) не могут обеспечить полное сокрытие, тогда короткие горизонтальные занавеси перекрывают его низ.
Используются арлекины и для правильной визуализации. Яркий пример – театры старой архитектуры. В таких местах зеркало сцены (портал, отделяющий зрителей от актеров) представляет собой арку. Чтобы помочь его кадрированию и изменению формы на прямоугольную, арлекины вешают позади арки.
Среди функций кулис выделяют:
Падуги также создают иллюзионное ощущение глубины. А еще они скрывают софиты и другое оборудование от посторонних глаз. При использовании отдельной разновидности падуг – моделей «со смывом» - создается визуальный обман. Кажется, что их нет. Но они висят и прекрасно справляются с предназначенной ролью.
Задники – важные элементы декораций. Они оформляют фон происходящего на сцене. Также задники скрывают дальнее закулисье от сидящих в зрительном зале.
Нарядные арлекины должны быть изготовлены из того же материала, что и занавес. Блестящие ткани (атлас, органза) – хорошее решение для этой разновидности занавесей. Они добавят таинственности, ощущения волшебства и необычного блеска. Это идеальное решение, ведь арлекины не только украшают сцену. Они создают настроение! Нельзя забывать и о дополнительном декорировании арлекин: вышивке, кистях, аппликациях.
Как и занавес, кулисы и задники шьют из бархата, а также тканей блэкаут. Они поглощают шумы, блокирую свет. А значит, являются идеальным фоном для представлений, правильно обрамляя декорации и самих выступающих.
Также в изготовлении задников используют современные ткани для цифровой печати. Транспарантные модели шьют из материалов, пропускающих свет (например, вуали). Это качество помогает подсвечивать полотна или проектировать на них изображения.
Падуги, чтобы не отвлекать зрителя от происходящего на сцене, производят из неброской однотонной ткани.
Покупая одежду сцены, рекомендуется следовать некоторым правилам:
Основные составляющие одежды сцены
Декоративное оформление в театрах (филармониях, консерваториях, дворцах культуры, домах творчества, развлекательных клубах, актовых залах школ и ВУЗов) включает в себя следующие детали:
- антрактно-раздвижной занавес – главный элемент декоративного оформления в виде длинного горизонтального полотна, висящего на переднем плане;
- арлекины – короткие широкие занавеси, находящиеся к зрителям ближе остальных элементов (перед антрактно-выдвижным занавесом);
- кулисы – парные вертикальные полотна ткани, расположенные по обеим сторонам сцены;
- падуги – мягкие или жесткие тканевые полосы, соединяющиеся со штанкетными подъемами (горизонтально расположенными штангами из трубы);
- задники – растянутые полотна на заднем плане сцены.
Сценическая роль элементов декора
Части одежды сцены нужны не только лишь для украшения подмостков. На каждой разновидности портьер лежит определенная функция.
Занавес служит для разделения подмостков и зрительного зала, а также изолирования сцены в необходимый момент: во время перерыва или для смены декораций.
Главная задача арлекин – скрывать от взгляда зрителей пожарный занавес, находящийся в поднятом состоянии над сценой. Если же верхняя решетчатая часть (колосники) не могут обеспечить полное сокрытие, тогда короткие горизонтальные занавеси перекрывают его низ.
Используются арлекины и для правильной визуализации. Яркий пример – театры старой архитектуры. В таких местах зеркало сцены (портал, отделяющий зрителей от актеров) представляет собой арку. Чтобы помочь его кадрированию и изменению формы на прямоугольную, арлекины вешают позади арки.
Среди функций кулис выделяют:
- разделение сцены на несколько смысловых частей (планов);
- создание эффекта глубины;
- визуальную изоляцию артистов, ожидающих своего выхода на сцену, а также технического персонала;
- создание сложной планировки благодаря способности сдвигаться (это касается особой разновидности – поплановых занавесов).
Падуги также создают иллюзионное ощущение глубины. А еще они скрывают софиты и другое оборудование от посторонних глаз. При использовании отдельной разновидности падуг – моделей «со смывом» - создается визуальный обман. Кажется, что их нет. Но они висят и прекрасно справляются с предназначенной ролью.
Задники – важные элементы декораций. Они оформляют фон происходящего на сцене. Также задники скрывают дальнее закулисье от сидящих в зрительном зале.
Популярные материалы одежды сцены
При пошиве антрактно-раздвижного занавеса чаще всего используют тяжелые ткани (бархат, плюш или шенилл), ложащиеся в безупречные фактурные складки. Бархатные модели выглядят дорого и торжественно, портьеры из плюша – роскошно. Неравномерное распределение ворса шенилловых тканей создает на занавесях оригинальный рисунок, напоминающий плетение.Нарядные арлекины должны быть изготовлены из того же материала, что и занавес. Блестящие ткани (атлас, органза) – хорошее решение для этой разновидности занавесей. Они добавят таинственности, ощущения волшебства и необычного блеска. Это идеальное решение, ведь арлекины не только украшают сцену. Они создают настроение! Нельзя забывать и о дополнительном декорировании арлекин: вышивке, кистях, аппликациях.
Как и занавес, кулисы и задники шьют из бархата, а также тканей блэкаут. Они поглощают шумы, блокирую свет. А значит, являются идеальным фоном для представлений, правильно обрамляя декорации и самих выступающих.
Также в изготовлении задников используют современные ткани для цифровой печати. Транспарантные модели шьют из материалов, пропускающих свет (например, вуали). Это качество помогает подсвечивать полотна или проектировать на них изображения.
Падуги, чтобы не отвлекать зрителя от происходящего на сцене, производят из неброской однотонной ткани.
Критерии выбора декоративного оформления
Покупая одежду сцены, рекомендуется следовать некоторым правилам:
- Уделять внимание цвету изделий. Можно выбрать любой оттенок тканей. Но традиционными являются синий, зеленый, бордовый, черный, золотой цвета, а также все оттенки коричневого и серого.
- Не забывать про пожаробезопасность. Материал должен быть пропитан специальным составом или же иметь негорючий подклад.
- Следить за плотностью ткани. Правильная одежда сцены будет способствовать хорошей изоляции от света и шума.
- Комментарии
Загрузка комментариев...